Блаженны кроткие.

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю." 
                                                                                               Ев.Мф.5:5 


Думается, наиважнейшим вопросом, который можно задать о всяком блаженстве является следующий: Какое отношение это блаженство имеет к Богу? Итак сегодня это представилось бы: 

Как кротость соотносится с Богом?

Причина, по которой этот вопрос следовало бы считать первейшим, есть та, что, если у нас нет на него ответа, нам не удастся послужить исполнению намерения Господа в этой проповеди. В стихе 16 Он говорит: “Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.” 

Иисус дал Нагорную Проповедь для того, чтобы Отец Его был прославлен жизнею апостолов и учеников. Целью Его было создать стиль жизни для Своих учеников, который побудил бы людей думать о ценности Бога. Поэтому, если бы люди становились кротки только потому, что их всегда забивали в детстве, или потому что их родители никогда не повышали голос, или из-за некоторого присущего им особого метаболизма, как бы такая кротость послужила прославлению Бога?

Иисус не заботится о преобразовании манер или личностей для их самоублажения. Первая мольба в Отче наш, центральная для этой проповеди, есть: “Да светится имя Твое!” Это было страстью жизни Спасителя. Поэтому это и наша страсть. И нам следует спросить: Как кротость соотносится с Богом? Как становление кротким и пребывание в кротости способствует прославлению Имени Господня? 

Отвечая на этот вопрос, мы придем к открытию того, что кротость прекрасна, даже несмотря на то, что она может быть весьма болезнена. 

Ссылка на Псалм 36 

Может быть лучше всего начать с Псалма 36, потому что почти несомненно то, что это блаженство является цитатой из Псалма 36:11 или ссылкой на него. Там говорится: “А смиренные наследуют землю и насладятся множеством мира”. В греческом Ветхом Завете слова Псалма 36:11 почти тождественны Евангелию от Матвея 5:5. Там говорится: “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”. А слово земля в греческом и еврейском также означает “планета земля”. 

Итак давайте попытаемся увидеть, что значит кротость в этом Псалме и какое отношение это имеет к Богу. 

Смиренные, ожидающие Господа 

Заметьте соответствие стиха 11 и стиха 9. Стих 11 гласит: “Смиренные наследуют землю”. Стих 9 гласит: “…а ожидающие Господа наследуют землю.” Поэтому я бы сразу заключил, что смиренные суть люди, ожидающие Господа. Но что значит ожидать Господа? 

Мы видим описание ожидающих Господа, читая стихи 5-8. 
"Предай Господу путь твой и надейся на Него, и Он совершит. И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Положись на Господа и ожидай Его. Не раздражайся, видя успевающего в пути своем, человека, совершающего свои [злые] замыслы. Утиши гнев, и оставь ярость, не раздражайся до того, чтобы делать зло."

Каковы те люди, которые, согласно стиху 11, смиренны и, согласно стиху 9, ожидают Господа? Стих 5 гласит, что они Предают Господу путь свой и надеются на Него. Стих 7 гласит, что они тихи и спокойны перед Господом и не раздражаются преуспевающими. И Стих 8 гласит, что они воздерживаются от гнева, оставляют в стороне ярость. 

Портрет смиренных

Итак давайте попытаемся собрать это все и нарисовать портрет смиренных. 

1. Они верят в Бога 
Смиренные начинают верой в Бога (стих 5). Они верят, что Он поработает для них и защитит их против врагов. Библейское смирение коренится в глубокой вере в то, что Бог за тебя, а не против тебя. 

2. Они предают пути свои Господу 
Далее, смиренные предают пути свои Господу (стих 5). Еврейское слово для “предавать” буквально означает “возлагать”. Смиренные открыли для себя, что Бог достоин доверия, поэтому они возлагают свой “путь” – свой бизнес, свои проблемы, свои взаимоотношения, свое здоровье, свои страхи, свои разочарования – на Господа. Они признают, что сами несостоятельны совладать со сложностью, давлением и препятствиями жизни, и верят, что Бог способен и желает поддерживать их, и направлять их, и защищать их. 


3. Они тихи и спокойны перед Господом и ожидают Его 
Далее, согласно стиху 7, смиренные тихи перед Господом и терпеливо ожидают Его. Во-первых, они понимают, что Богу можно довериться. Во-вторых, они полагаются на Него. И затем, в-третьих, они терпеливо и спокойно ожидают Его активности в своей жизни. 

Это не означает, что они становятся ленивыми. Это значит, что они свободны от бешенства. Они обладают покоем, происходящим от знания того, что Бог Всемогущ, держит их дела под Своим контролем, и что Он Благ и выполнит все наилучшим образом. Смиренные спокойно уравновешенны в жизненных невзгодах. 

4. Они не раздражаются из-за злых 
Итак, в-четвертых, они (стих 7) не раздражаются из-за злых, преуспевающих на их глазах. Или, как гласит стих 8, они воздерживаются от гнева. Их семья, работа и жизнь, находятся в руках их Господа; они верят в Него; они ждут терпеливо и тихо, пока Его Сила и Благость приведет все это в порядок; и таким образом препятствия и враги жизни не причиняют им горечи и не вызывают их гнева и ярости, столь обычных среди людей. 

Итак, портрет смиренных, получившийся у нас уже, основанный на близких библейских параллелях (в Псалме 37:11) третьему блаженству, начинается с веры в Бога. Затем, вырисовывается в обращении пути ко Господу, в уверенности, что Он, в Своем могуществе и благости, сделает нам добро. Затем, в терпеливом и тихом ожидании результата. И, наконец, в непотакании гневу и бешенству при столкновении с препятствиями и отсрочками. 

Поэтому уже ясно из этого предварительного рисунка, основанного на Псалме 37, что смирение весьма имеет отношение к Богу. 

Кротость Моисея 

Теперь добавим еще некоторые черты к нашему портрету, опираясь на некоторые другие библейские примеры смирения. Числа 12:1-4 описывает случай жестокой критики Моисея Аароном и Мириам. 

Мириам и Аарон говроили против Моисея, из-за того что он женился на Эфиопке, так как он действительно женился на эфиопке; и они сказали: “Неужели только через Моисея говорит Господь? Неужели Он не говорит и через нас?” И услышал сие Господь.Моисей же был кротчайший из всех человеков, которые на земле. И тотчас сказал Господь Моисею, и Аарону, и Мириами: выйдете вы трое к скинии собрания.”
В следущих строфах Господь упрекает Мириам и Аарона и защищает слугу Своего Моисея.
Помещение кротости между враждой и защитой
Теперь какой смысл называть Моисея кротким прямо здесь в этом контексте – прямо между горьким противостоянием и Божьей защитой? Мне думается, смысл таков, что кротость означает предоставление своего дела Богу, не нуждаясь в самозащите. Как раз там, где мы ожидали бы текст сообщить нам, что Моисей сказал, чтобы оправдаться против обвинения Мириам и Аарона, текст говорит, что он был самым кротким человеком на земле. Моисей не говорит ни слова. Вместо этого он терпеливо ожидает активности Господа. Он не беспокоится насчет тех критических слов. И Бог приходит ему на защиту. 

Кротость воздерживается от мести и самозащиты

Итак мы можем добавить к нашему портрету кротости следующее: она не только верит Богу и предает Богу свой путь, и ожидает активности Бога, воздерживаясь от гнева, она также воздерживается от мести и самозащиты. Кротость любит уступать место гневу и предоставлять Богу защищать ее. Кротость есть способность впитывать враждебность и критицизм безответно.
Принятие слова в духе кротости
Чтобы увидеть другую черту кротости, давайте обратимся к книге Иакова. Прочтем 1:19-21:
"Итак братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев: Ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души." 

Люди двух сортов 

Иаков имеет здесь ввиду людей двух сортов. С одной стороны он рисует человека, который не любит слушать других людей, особенно если они говорят авторитетно. Этот человек скор на слово и на гнев, если слова других противоречат его мнению или критикуют его поведение. Он не восприимчив ко Слову Бога. Он процеживает его через свои собственные желания и воспринимает его выборочно, если и вовсе.
С другой стороны Иаков рисует другую личность. Она медлена на слово, но скора на слышание. Эта личность понимает ограниченность своих знаний и возможность ошибиться в мышлении, и поэтому склонна слушать и учиться всему ценному, доступному ей. Если она слышит что-то новое или противоречащее ее собственному мнению, ее первая реакция не есть бешеный гнев. Она медлена на гнев. Она слушает и принимает к сведению. А когда это касается Слова Бога, она принимает его со смирением. 

Кротости можно научиться 

Итак новая черта нашего портрета кротости есть научаемость. Воспринять слово со смирением значит, что в нас нет сопротивляемости, духа враждебности к учению. Это не означает, что мы глупо-доверчивы. Это не значит даже, что мы никогда не возмутимся тому, чему учат некоторые. Стих 19 гласит, что мы должны быть “МЕДЛЕНЫ на гнев”, а не то что мы должны никогда не испытывать гнева. Иисус сказал в Ев. От Матвея 11:29 : “Я кроток и смирен сердцем”. Но в Ев. От Марка 3:5 говорится, что Он разгневался и горевал о жестокосердии Фаресеев; также в От Матвея 21:12 Он выгнал всех продающих и покупающих во храме, и опрокинул столы меновщиков… 
Кротость не означает отсутствия страсти или убежденности или почтения к славе Божьей. Однако это означает, что в нас нет чрезмерной моторности и нетерпеливости. Это означает, что в нас есть готовность слушать и учиться. Это значит, что мы медлены на отторжение индивидуума, на проклятие, на гнев.
Давайте быть мудрыми, как змеи, и невинными, как голуби, в различении, что есть смирение и что есть гордыня. 

Мудрая кротость

Это становится еще яснее у Иакова 3:13 и 17. Стих 13 гласит: “Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью”. Это прекрасная фраза: мудрая кротость. Действительно мудрые люди суть люди истинно кроткие. Почему?
Взгляните на стих 17: “Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.” Обратите внимание на то, что причина того, что истинно мудрый есть также и истинно кроткий, есть та, что истинная мудрость – мирна, скромна и рассудительна. Но это суть черты кротости! Не замечательно ли, что черты библейской мудрости и библейской кротости тождественны? 
Мудрость в Библии никогда не является всего-лишь деятельностью интеллекта. Это и особая расположенность сердца, наряду с идеями в голове. И поэтому, в определенном смысле, кротость и мудрость суть одно. Обе они мирны, скромны и открыты для разума.
Вы можете видеть, как это соответствует тексту от Иакова 1:19-21. Там мы видели, что кротость значила быстроту к слушанию и медлительность к критике и осуждению. Здесь кротость открыта разуму. Как прекрасно сидеть среди дьяконов, где человек говорит, другие слушают и затем разумно обсуждают высказанное, вместо того чтобы выпалить бессмысленность или вынести поспешное суждение не взвесив, есть ли к нему основания. 

Кротость и разумность

Не учит ли нас это писание, что имеется зависимость между кротостью и рассудительностью? И не есть ли рассудительность в основном склонность прислушиваться ко мнениям другого и обосновывать свои? 
Если бы я высказал свое мнение без обоснования, лучшего чем то, что это мое мнение – я бы действовал не в духе кротости, независимо от того, насколько мягко было бы мое высказывание. Напротив, я бы действовал авторитарно, потому что не имел бы ввиду ничего, кроме себя самого.
Кажется, здесь возникает много недоразумений о значении кротости. И это очень важно для наших методов здесь в Вифлееме, также как и где-то еще. Нам следует остерегаться смешивания определенных темпераментов с кротостью или отсутствием кротости. Разговор между двумя людьми может стать эмоциональным и жарким и всеже отличаться кротостью, если оба собеседника говорят рассудительно, т.е. если они подкрепляют свои мнения обращением не к себе, но к критерию правды, которая выше их, и которой они скромно служат. 
Но с другой стороны может случиться очень мягкая расслабленная беседа между двумя людьми, в которой они высказывают свои различные мнения, но, вместо подтверждения их разумными агрументами и подчинения высокому стандарту правды, они оставляют впечатление стушевавшихся, ссылками на то, что они лишь хотят выразить свое мнение, а не спорить о нем. Никто не обязан разделять мое мнение, а я не обязан разделять мнение кого бы то ни было другого. Живи сам и давай жить другим. 

Слишком часто мы принимаем это за дух кротости. Два человека, не высказывающиеся относительно мнения друг-друга, отказывающиеся подвергнуть свое мнение проверке независимым критерием правды, нежелающие выказать свою слабость перед тем критерием и встретиться с возможной необходимостью признать ошибку – не являют дух кротости, неважно сколь мягки высказывания или сколь стушевавшимися они выглядят извне. Это не есть самоуничижение. Это есть самозащита и уничижение правды. Что может больше служить духу гордыни, чем убеждение в том, что ни ты, ни я не обязаны подкреплять свои мнения никаким критерием, кроме своего собственного эго? 
Вывихнутое представление о Скромности в современной культуре
Шетьдесят лет назад Г. К. Честертон говорил о вывихе скромности. Он сказал: "Современность вывихнула наше представление о скромности. Скромность переместилась из органа амбиции. Скромность обосновалась в органе убеждения, где никогда не планировалось ее располагать. Человек был задуман иметь сомнения о себе, но не сомневаться в истине; это как раз и вывернули на изнанку. В наше время та часть человека, которую он утверждает, является как раз той частью, которую ему бы не следовало утверждать. Это есть эго. Часть же, в которой он сомневается, есть как раз та часть, в которой не следовало бы сомневаться. Это есть Божественный Разум. . . . Мы на пути создания рассы людей слишком ментально скромных, чтобы верить в таблицу умножения."

Мы больше уже не в пути. Мы уже прибыли к месту назначения. Наиболее плодотворные мыслители нашего времени назвали бы таблицу умножения способом использования языка в помощь себе получить желаемое. Это конец. Вам известно, что неверующий мир, в котором мы живем, полон людей, которые не выбирают на основе конечного критерия правды. Вся правда сделалась относительной.
Доктрина американской культуры двадцатого столетия
Роберт Белла в одном из бестселлеров прошлого года Привычки Сердца, описал основную доктрину американской культуры ХХ века так:
"Это есть понимание жизни, в общем враждебной более старым идеям морального порядка. В центре ее находится автономный индивидуум, о котором верят, что он способен выбирать роли, которые он будет играть, и обязательства, которые он примет на себя, не на основании высшей правды, но согласно критерию жизненной эффективности, по собственным суждениям этого индивидуума."  

Таков мир, в котором мы живем. Таков дух этого столетия. Таков сам воздух, которым мы дышим. И, если только мы утратим исключительную бдительность, мы вдохнем его прямо в церковь, как столь многие уже сделали. 
Кротостость заботится об Истине
Итак, позвольте повториться: мудрая кротость открыта рассудку – она скора слушать доводы разума, представленные другими для подтверждения их мнений. Она радеет о правде и о согласии с последней других. И поэтому она может стать эмоциональной и давлеющей. Но она всегда служебна. Она всегда подчиняется высшему стандарту Истины. Она всегда склонна к преобразованию, чтобы привести свои мнения в соответствие с истиной. Кростость знает свои слабости. Однако, по этой причине, она принимает спор и аргументацию столь серьезно. Она желает выявить свои собственные ошибки, чтобы отказаться от них. 

Но мягковыражаемая беседа, в которой двое современных людей считаются с мнениями друг-друга, не испытывая нужды подчинить свое мнение стандарту правды, выше них самих, и тем самым не подвергая себя возможности ошибиться и поправиться – это не отражает духа кротости.
Кротость и знание возможности ошибки и греха
Давайте взглянем на еще одну черту в портрете кротости. Находим ее в Послании Павла к Галатам 6:1-2:
"Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовно исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным." 

Кротость не только медлена на слова и на гнев, но, когда она решает, что должна говорить – даже и слова критики, как мы видим здесь, она говорит с глубоким сознанием возможности собственной ошибки. Более конкретно, когда кротость стремится спасти согрешившего, она сначала вынимает бревно из своего глаза и затем признает, что без благодати – свободно данной и незаслуженной – она бы сама впала в тот же грех, который сейчас старается исправить. “Смотрите, чтобы не быть искушенными”. “Пусть думающий что стоит, остережется чтобы не упасть”. 

Полный портрет библейской кротости 

Теперь отступим на шаг и посмотрим, можем ли мы видеть полный портрет. Кротость начинается, когда мы возлагаем надежду на Бога. Затем, поскольку мы доверяемся Ему, мы предоставляем Ему контролировать наше продвижение. Мы возлагаем на Него наши беспокойства и разочарования, наши планы, наши взаимоотношения, наши труды, наше здоровье. И затем мы терпеливо ожидаем активности Господа. Мы доверяем Его понятию своевременности, и Его могуществу, и Его благости, для совершения Им всего необходимого наилучшим образом, ко славе Его и к нашему благу.
Результатом доверия к Богу, возлагания на Него наших беспокойств и терпеливого ожидания Его активности таков, что мы не поддаемся скорому и безумному гневу. Но вместо последнего, подобно Моисею, мы уступаем место гневу и развертываем наше дело перед Богом и предоставляем Ему защищать нас, если Он так порешит. И затем, по словам Иакова, в этой тихой надежде мы медлены на слова и скоры на слушание. Мы становимся рассудительны и открыты для исправления. Кротость любит учиться. И она считает дружественную критику драгоценной. И, когда она должна высказать слово упрека человеку, уловленному грехом или ошибкой, она говорит из глубокого убеждения в возможности самой ошибиться и быть подверженой греху, а также своей полной зависимости от милости Божьей. Кротость начинается с Бога и кончается Богом. И посему, как только мы встречаем такого человека, мы воздаем славу Иисусу и видим цель Его Нагорной проповеди исполненной. 
Они унаследуют землю
Теперь обратимся ко второй части этого блаженства:
Блаженны кроткие,
ИБО ОНИ НАСЛЕДУЮТ ЗЕМЛЮ 

Каково ожидаемое Иисусом следствие этого обещания

Как Иисусу угодно, чтобы это обещание повлияло на Его учеников? Думается, что ответ таков, что Он желает, чтобы это обещание дало им силу упорствовать в кротости. Вот как обещание работает в стихе 12: “Возрадуйтесь, ибо награда ваша велика на Небесах, ведь люди преследовали пророков, живших до вас”. Другими словами, обещание великой награды дает ученикам силу выносить преследования с радостью.
Итак, я думаю, обещание о том, что кроткие наследуют землю, задумано Господом, с целью дать нам силу кротко сносить то, что по естественным склонностям вынуждало бы к самозащите, или к мести, или к безумному гневу.
Все принадлежит вам
Есть место в 1 Коринфянам 3, которое помогло мне увидеть, как обещание наследования земли укрепляет нашу кротость. В стихах 18-23 Павел старается помочь нам преодолеть гордыню. Коринфяне хвалились разными учителями и их мирской мудростью. Поэтому Павел говорит: 
Никто не обольшай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано “уловляет мудрых в лукавстве их”. И еще: “Господь знает умствования мудрецов, что они суетны”. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше; вы же Христовы, а Христос – Божий.
Теперь заметьте логику стихе 21: “Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше”. И одна из упомянутых вещей есть мир. Не гордитесь, что мир принадлежит вам. Имеет ли это смысл для вас?
Не значит ли это, что вам не нужны тщеславные удовольствия одного из владык, потому что Бог уже сделал вас наследником мира? Чувствовал бы я нужду хвалиться, что мой дом больше твоего, если бы я знал, что мой отец – владыка города, а я - его наследник по завещанию?
Против нашей греховной природы
Тишина, и открытость, и уязвимость кротости есть прекрасная и весьма болезненная вещь. Она противоречит всему, чем мы являемся по нашей греховной природе. Она требует сверхестественной помощи. И, слава Богу, эта помошь доступна!
Если ты ученик Иисуса Христа, сидящий у Его ног на холме этим утром, т.е. если ты веришь Ему и предаешь Его контролю свои пути, терпеливо ожидаешь Его активности, Бог уже начал помогать тебе и поможет еще больше. И основной способ, которым Он поможет тебе, есть уверение твоего сердца в том, что ты есть один из наследников Иисуса Христа, и что мир и все в нем принадлежит тебе. Тот, Кто не пощадил Своего Сына, но принес его в жертву за нас всех, не даст ли Он нам охотно все вещи к Нему в придачу? Все вещи! Ничто не удержится от праведников. “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”

Автор: Джон Пайпер - доктор богословия, пастор баптистской церкви "Вифлеем", г. Миннеаполис, шт. Миннесота, США
Источник: DesiringGod - www.desiringGod.org.

slovo

Комментариев нет:

Отправить комментарий