Авторитет Писания и проповедь.




Одна из главных проблем современной церкви сегодня – это отвержение учения об авторитете Писания. И как подмечает один автор, ситуация сегодня такова, что «под влиянием рационализма многие стали ставить Библию в один ряд с другими книгами и отрицать ее божественный авторитет»1, и это замечание по праву можно отнести не только неверующим людям или критически настроенным ученым, но и, к сожалению, служителям церкви, к проповедникам. Это привело к тому, что в церквах все реже и реже можно услышать проповедь, основанную на тексте Библии, проповедь, разъясняющую авторитетное Слово Божье. А все чаще с кафедры произносятся проповеди, основанные на опыте, переживаниях самого проповедника и традициях церкви. Писание используется всего лишь как трамплин для мыслей и рассуждений проповедника.


В результате церкви сегодня наполняют слабые и духовно не зрелые люди, которые с пренебрежением относятся к глубокому изучению Писания. Чтобы избежать или исправить описанные выше проблемы, современная церковь, а точнее служитель должен иметь правильное отношение к Писанию. Целью данной работы является показать то, что существуют прямая связь между учением об авторитете Писания и проповедью, а именно: авторитет Писания – есть основание для проповеди. И для достижения этой цели в начале работы даны краткие определения учения об авторитете Писания и проповеди, далее будет показана их взаимосвязь, в заключение подводятся итоги проделанной работы.

АВТОРИТЕТ ПИСАНИЯ

Определение 

Перед тем как говорить о том, на чем основывается авторитет Писания, нужно дать определение слову авторитет и определить, что подразумевается под термином «авторитет Писания». Для это обратимся в к статье Джона Уитмера, который пишет о значении слова авторитет: 

..."Новый международный словарь Уэбстера" дает такое определение слову authority (авторитет, власть): "законная или заслуженная власть… которой человек обладает в силу своего положения или доверия других". В другом словаре сказано, что власть — "это сила или право отдавать приказы, принуждать к повиновению, предпринимать действия или принимать окончательные решения"2.

Эти определения хорошо и отчетливо показывают на то, что авторитет подразумевает как минимум следующие составляющие:

- право устанавливать стандарты истины и поведения, то есть утверждать: «Это истинно! Это правильно!»;
- право требовать, чтобы другие следовали этим стандартам, подчинялись им разумом, сердцем и жизнью, - то есть право говорить: «Верьте в это! Поступайте так!».
 - и право настаивать на послушании, наказывать нарушителей, то есть говорить: «Если не... то...»3

Уэйн Грудем приводит простое определение авторитета Писания: «Авторитет Писания означает, что все слова Писания являются словами Бога, так что неверие или неповиновение этим словам означает неверие в Бога или неповиновение Ему»4

Более развернутое определение дает Баракман Ф., в книге «Практическая христианская теология», он пишет: 

Авторитет Библии — это присущее ей свойство, посредством которого Св. Писание требует от нас, чтобы мы верили его утверждениям и повиновались его установлениям. Будучи Словом Божьим, Св. Писание обладает неотъемлемым правом повелевать и настаивать на послушании откровению божественной воли всем людям: как спасенным, так и не спасенным. Это право — авторитет Библии5.

Определившись с понятиями авторитета и авторитета Писания, нужно ответить на следующий вопрос: «На чем основан этот авторитет?», или: «Почему Писание является авторитетным?»

Основание для авторитета Писания 

Во-первых, авторитет Писания основан на Божьем авторитете, потому что Бог – источник всякого авторитета и всякой власти. Только Он является обладателем абсолютного авторитета и может его делегировать. И если Писание – это Слово Бога, то оно обладает таким же авторитетом, что и Сам Господь. По этому поводу Джек Коттрелл добавляет: «Мы, разумеется, согласны с тем, что власть принадлежит одному только Богу; однако Его власть неотделима от Его Слова (Лук. 6:46-49). Таким образом, Библия – это "слово Божие" (Рим. 3:2), содержащее полноту божественной власти. Различие между личным авторитетом Бога или Христа и авторитетом Библии надуманно. На самом деле, никакого различия нет»6

Таким образом, Писание тесно связано с Богом. Оно обладает многими атрибутами (Пс 18. 8-10; 118:39, 43, 62, 86, 89; Иоан. 17:17; Евр. 4:12; 1 Пет. 1:25), что и божественный характер, и также она описывает Божьи деяния (Пс. 32:6, 9; Евр.4:12; Ин. 5:45; 12:48; 2 Тим 3:15; 1 Пет. 1:23)7. Библия показывает Бога, раскрывает Его характер и возвещает Его весть.

Джон Уитмер, отмечая то же самое, констатирует: «Следовательно, Библия также обладает делегированной Богом властью. Однако, эта власть несколько отличается, потому что Писание подает себя как слова Самого Бога, подобно указу или заявлению монарха, в котором напрямую сообщается власть самодержца. В любом случае, авторитет Библии – это авторитет Бога»8

Затем, во-вторых, авторитет Писания основан на свидетельстве самого Писания. Слова и тексты Библии сами свидетельствуют о себе. В самой Библии неоднократно подчеркиваются качества Писания, подтверждающие и утверждающие её абсолютный авторитет, делающие Писание абсолютным авторитетом для жизни и учения. Рассмотрим только несколько примеров мест Писания из Ветхого и Нового Заветов. В Псалме 118 псалмопевец называет Писание «словом Господа» 24 раза. В форме десяти различных выражений он 175 раз рассказывает его так и не перестает восхвалять следующими словами: «Слово Твое весьма чисто... Закон Твой — истина... Ты научишь меня уставам Твоим. Язык мой возгласит слово Твое» (Пс. 188: 140, 142, 171, 172)9

В Новом Завете ярчайшим местом, которое говорит о Писании как об авторитетном Слове Бога, является Второе послание Тимофею 3:16: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Таким образом, все Писание целиком и полностью вдохновлено Богом, и является авторитетным руководством для жизни верующего и церкви.

В-третьих, сам Господь Иисус Христос свидетельствует об авторитете Писания. В течение всей Своей земной жизни Христос подтверждает авторитет Писания. В Своем служении Христос постоянно опирался на Писание, в учении и в спорах с иудеями Он многократно ссылался на Писание. Например, в Евангелие от Матфея 12:24, повествуя о камне, отверженном строителями, Христос говорит: «...неужели вы никогда не читали в Писании?». Или в другом месте Он подчеркивает важность и значение каждого слова в Писании: «...скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лук. 16:17). Баракман добавляет к этому: «Хотя Господь обладал непреложным авторитетом и властью (Матф. 28:18), проявлял её (Лук. 4:33-36) и учил «как власть имеющий» (Матф. 7:28-29), Он признавал авторитетом ВЗ и ссылался на него. Он подчинялся авторитету ВЗ на протяжении всей Своей жизни мессианского служения (Мтф 5:17; 26:52-56; Лук. 18:31-33; 24:44)»10

Помимо этого, в-четвертых, апостолы и первая церковь свидетельствуют об авторитете Писания. Апостолы Господа признавали главенство Библии: и Ветхого Завета (2 Тим. 3:16; Деян. 2:14-36; Рим. 3:9-22), и Нового Завета (1 Фес. 2:13; 2 Пет. 3:2)11. Если проанализировать содержание проповедей апостолов, которые были описаны в Книге деяний апостолов, можно заметить, что их проповеди содержали большое количество выдержек из Писания. Рене Паш в свой книге «Богодухновенность и авторитет Библии» также отмечает этот момент и приводит такие данные: «Проповедь Петра в день Пятидесятницы — 12 стихов из 23-х (Деян. 2:14-36); речь Стефана — 49 стихов ее состоят исключительно из перечисления ветхозаветных фактов (Деян. 7:2-50); речь Павла в Антиохии Писидской — из 26 стихов 15 представляли собой извлечения из Писания (Деян. 13:16-41)»12

Все это свидетельствует о серьезном отношении Апостолов к Писанию. Для них в Писании нет мифов, легенд или заблуждений13. Они никогда не сомневались в нем. Из учения Апостолов видно, что они считали Писание авторитетным Слово Божьим. Подводя небольшой итог, можно сказать, что авторитет Писания, во-первых, основан на Божьем авторитете, далее само Писание свидетельствует о своем авторитете. И таким же образом, весь Новый Завет: Христос, апостолы, первая церковь, авторы Нового Завета едины в своем отношении к Писанию, для них оно является словом Божьим14. Для них оно обладало наивысшим авторитетом.

ПРОПОВЕДЬ

Определение 

Из Книги Деяний апостолов 2:42 видно, из каких частей состояло богослужение первой церкви. Одна из таких частей – это учение, т. е. проповедь. Апостолы постоянно пребывали в наставлении, в учении, в назидании Слова. И как мы читаем, учение находилось в центре христианского богослужения. Не случайно Лука упоминает об этом в первую очередь. Один комментатор добавляет, что по сути «они посещали проповеди»15

Проповедь авторитетного Писания была очень важной частью жизни первой церкви. И сегодня наилучший индикатор в пользу авторитетности Писания – это жизнь церкви, подчиняющейся его авторитету, верно проповедующей Писание. Но возникают важные вопросы: что такое проповедь? Какое определение можно ей дать? Джон Мак-Артур в свой книге «Возвращение к разъяснительной проповеди» дает простое и в то же время ясное определение проповеди: «...проповедь – это провозглашение Божьей истины при посредничестве проповедника»16.

Авторитет Писания – основание для проповеди 

Из определения видно, что проповедь – это провозглашение Писания. И от того, каким авторитетом проповедник наделяет Писание, будет зависеть, насколько весомо и заметно будет Писание в проповеди. Как говорилось выше, Христос и Апостолы признавали авторитет Писания и строили свое служение, проповедь на основании Писания. Это приводит нас к выводу, что и сегодня Писание должно иметь абсолютный авторитет в служении проповедника. Один автор, размышляя на эту тему, добавляет: «Писание – это основание авторитета, составляющего власть проповедника»17

Итак, Писание должно быть в основании любой проповеди. И задача проповедников – донести до людей текст Писания в его силе, полноте и красоте, не возвышая свой авторитет перед авторитетом Писания. Библейское провозглашение означает подчинение слов проповедника тому, что говорится в тексте. Это обязательное условие для библейской проповеди. Проповедовать истину из текста, а не из собственного богословия18

Альбер Молер в своей статье, посвященной разъяснительной проповеди, очень ясно подмечает: «В конечном итоге, главный авторитет, откуда черпает власть проповедник, это авторитет Библии, признание ее Словом Божьим. Без этого авторитета проповедник оказывается безоружным и беспомощным перед своей церковью и внимательно наблюдающим миром. Ему просто нечего сказать. Если Библия – это не Божье Слово, проповедник занимается лишь самообманом и профессиональным притворством. Когда же проповедник вооружен властью Священного Писания, он провозглашает истину, ниспосланную извне, а не передает информацию, изобретенную им самим. Исполняя служение учителя, проповедник выступает не советником по религиозным вопросам. Он исполняет роль пророка, через которого Бог разговаривает со Своим народом»19.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Учение об авторитете Писания очень важно сегодня для церкви и её служителей. В данной работе было дано определение авторитету Писания и рассмотрено, на чем основан этот авторитет. Также показана прямая взаимосвязь между учением об авторитете Писания и проповедью – авторитетное Писание должно быть основанием для любой проповеди. И если есть нужда в том, чтобы иметь и слышать Библейскую проповедь в церкви, проповедник должен относиться к Писанию как к авторитетному Слову Самого Бога, и основанием его проповеди должно быть авторитетное Писание. Писание нуждается в том, чтобы его авторитет провозглашали через старательно подготовленную проповедь.

Уэйн Грудем еще раз напоминает об этом: «В течение всей истории церкви величайшими проповедниками были те люди, которые понимали, что сами по себе они не являлись авторитетом; они видели свою задачу в том, чтобы разъяснять слова Писания и указывать на их применение в жизни слушателей. Их проповедь обретала силу не от провозглашения собственного христианского опыта или опыта других людей, не от изложения собственного мнения, творческих идей или применения риторических навыков, а от мощного Слова Божьего. Они просто стояли за кафедрой, указывали на библейский текст и говорили общине: "Вот что означают эти стихи. Вы тоже видите в них этот смысл?"»20.

Автор: Иванов Антон

1 Баракман Ф. Практическая христианская теология. Всесторонее исследование вероучения / пер. с англ. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2002. С. 33.
2 Уитмер Дж. Авторитет Писания / пер. с англ. А. Раугаса. URL: http://www.propovedi.ru/resource/authority-of-the-bible-1/ (дата обращения 08.12.13.)
3 Коттрелл Д. Вера, переданная святым: Библейская доктрина переданная святым для современных читателей / пер. с англ. С.: Teaching Ministries International, 2006. С. 64-65.
4 Грудем У. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / пер. с англ. СПб.: Мирт, 2004. С. 69.
5 Баракман Ф. Практическая христианская теология С. 40.
6 Коттрелл Д. Вера, переданная святым С. 66.
7 Баракман Ф. Практическая христианская теология С. 40-41.
8 Уитмер Дж. Авторитет Писания / пер. с англ. А. Раугаса. URL: http://www.propovedi.ru/resource/authority-of-the-bible-1/ (дата обращения 08.12.13.)
9 Паш Р. Богодухновенность и авторитет Библии / пер. с англ. Г.: ФриденсБоте, 1996. С. 66.
10 Баракман Ф. Практическая христианская теология С. 41.
11 Баракман Ф. Практическая христианская теология С.41.
12 Паш Р. Богодухновенность и авторитет Библии С. 193.
13 Паш Р. Богодухновенность и авторитет Библии С. 199.
14 Паш Р. Богодухновенность и авторитет Библии С.199.
15 Джонсон Т. Богослужение древней церкви. URL: http://www.reformed.org.ua/2/636/Johnson (дата обращения: 21.10.2013).
16 Мак-Артур Д. Возвращение к разъяснительной проповеди / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2000. С.
17 Браун Д. Трансформирующая проповедь. Теория и практика / пер. с англ. В.: ИПФ, 2003. С. 381.
18 Браун Д. Трансформирующая проповедь. Теория и практика С. 348.
19 Молер А. Проповедовать, как власть имеющий: Три характеристики разъяснительной проповеди. URL: http://www.propovedi.ru/resource/preaching-with-authority-3-characteristics-of-exp-preaching/ (дата обращения: 15.01.2014)
20 Грудем У. Систематическое богословие: Введение в библейское учение С. 79-80.

slovo

Комментариев нет:

Отправить комментарий