Что такое Евангелие? - Марк Девер



Мои друзья знают, что я люблю слова, поэтому иногда на Рождество мне дарят календари с интересными историями или фактами о словах. Уже не помню, в каком календаре я прочитал нижеприведённую историю, но она настоль- ко меня поразила, что я переписал её в свой дневник. Не знаю, насколько эта история правдива, но, по крайней мере, она представляет собой прекрасную иллюстрацию важности правильного пересказа. 

Чуть более ста лет тому назад редактор одной английской газеты после того как свежий выпуск был уже в про- даже, взял экземпляр газеты и обнаружил в нём возмутительную, хотя и не преднамеренную типографическую опечатку: две разные истории были случайно объединены в одну. Одна история рассказывала о запатентованной скотобойной и колбасной линии, а другая — о собрании в честь местного священника, доктора Маджа, во время которого ему вручили трость с золотым набалдашником. Вот как выглядела часть рассказа:

Вчера в гости к доктору Маджу зашли несколько друзей и после беседы ничего не подозревающего поросёнка схватили за заднюю ногу и спустили по балке в бак с горячей водой... После этого он вышел вперёд и сказал, что эмоции переполняют его, и по этой причине ему остаётся только поблагодарить всех собравшихся, ибо то, каким образом такое огромное животное было разрезано на ку- ски, просто удивительно. Доктор завершил свою речь, и в этот момент аппарат подхватил его, и вся туша поросёнка была разделана быстрее, чем вы об этом читаете, а затем всё это было переработано во вкусную колбасу. Это событие надолго останется в памяти друзей доктора как одно из наиболее приятных в их жизни. Лучшие кусочки будут проданы по десять пенсов за фунт, и мы убеждены, что все, кто имел счастье так долго быть частью его служения, останутся довольны тем, что с ним так прекрасно попрощались. 

Христианство состоит из вести. Из Благой вести. На самом деле — из лучшей вести, которую когда-либо слы- шал мир. И, тем не менее, эта весть — намного важнее, чем история о докторе Мадже или линии по изготовлению колбасы, — зачастую оказывается настолько же искажённой и запутанной. То, что в итоге мы называем Евангелием, слишком часто становится очень тонким на- лётом, слегка покрывающим наши культурные ценности и принимающим их формы, вместо того чтобы принимать форму истины Божьей. Настоящая же история, истинная весть, теряется. 

Эта идея о Благой вести не есть некая более поздняя христианская затея. Иисус Христос говорил об этой Благой вести, и Он обращался к пророчествам Исаии, сказанным за сотни лет до этого (Ис. 52:7; 61:1). То, что Иисус говорил на арамейском языке, христиане, включая Его собственных учеников, запомнили и выразили на греческом в одном слове еуангел (Евангелие) — буквально «Благая весть». 

Итак, что же представляет собой Благая весть? В этой главе мы попытаемся прояснить это, рассказать историю такой, какая она есть, в точности передать весть. Какую весть должны сообщить христиане? Говорит ли эта весть, что у меня всё хорошо или что Бог есть любовь? Заключается ли она в том, что Иисус — мой друг или что я должен жить правильно? В чём заключается Благая весть об Иисусе Христе?

Евангелие не говорит, что у нас всё хорошо 

Возможно, вы слышали о книге сорокалетней давности: «У меня всё хорошо, у тебя всё хорошо». Некоторые люди, похоже, считают, что христианство — это, в основном, уроки по религиозной терапии, когда мы сидим в кругу, пытаясь помочь друг другу повысить собственную самооценку. Удобные диваны сменили церковные скамьи. Проповедник не проповедует, а ведёт беседу, задаёт во- просы. Текст, который необходимо исследовать, — это, собственно, вы сами, ваше внутреннее «я». И, тем не менее, почему, закончив ковыряться в себе, мы вновь ощущаем пустоту внутри? Или даже грязь? Может ли быть, что в нас самих и в нашей жизни есть нечто несовершенное или даже неверное? 

Я помню, как у одной знаменитости брали интервью после смерти близкого друга. Эта знаменитость, рыдая, воскликнула: «Почему все, кого я люблю, умирают?» Действительно, почему? Библия на корню пресекает идею о том, что у нас всё хорошо, что состояние человека замечательно, что люди просто должны научиться принимать свои обстоятельства, свою кратковременность или своё несовершенство, или что нам просто надо научиться смотреть на эти вещи оптимистично, находить в них светлые стороны. 

Библия говорит, что в наших прародителях, Адаме и Еве, мы все встали на путь непокорности Богу. Поэтому мы не праведны и не имеем должных взаимоотношений с Богом. Более того, наш грех настолько серьёзен, что, по словам Иисуса, мы нуждаемся в новом рождении (Иоан. 3), а Павел учил, что нам необходимо новое сотворение (1 Кор. 15). Во 2-й главе Послания к Ефесянам сказано, что мы мертвы по нашим грехам и преступлениям. 

Знаете, что такое преступление? Это грехи, которые представлены просто как выход за границы установленного. Наш современник Мишель Фуко должен был жить, как его предшественник маркиз де Сад, чтобы перейти все границы дозволенного. Поэтому некоторые считают, что Фуко намеренно искал возможности заразить других людей вирусом СПИДа, так как сам им заразился и впоследствии от него же и умер. Бани Сан-Франциско стали тем самым местом, где Фуко не только перешёл грань уважения к нормам сексуального поведения, но также и грань уважения к самой жизни. Преступление. Переход черты. 

Наши преступления могут казаться не настолько вопиющими и оскорбительными, но они ничуть не менее смертельны для наших отношений с Богом. В Рим. 6:23 Павел говорит, что «возмездие за грех — смерть». Мы больше начинаем понимать, почему и как это происходит, когда обращаемся к посланию Иакова. Иаков говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём. Ибо Тот же, Кто сказал „не прелюбодействуй“, сказал и „не убей“; поэтому, если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10-11). 

Обратите внимание на серьёзность каждого греха. Суть слов Иакова состоит в том, что законы Божьи — это не просто внешние статуты, постановления, изданные каким-то небесным парламентом и воплощённые в жизнь Богом. Закон Божий — это выражение Его собственного характера. Нарушение этого закона, жизнь в противлении ему — это жизнь против Бога. 

Если жена посылает меня в магазин с конкретным поручением, а я возвращаюсь домой, так и не купив необходимого и не давая никакого мало-мальского объяснения (такого как «у них это закончилось», «я не смог его найти» или «мы не должны это покупать»), а просто решив не покупать эту вещь, то моё поведение, безусловно, скажется на наших отношениях. 

Бог показан в Библии не только как Тот, Кто нас сотворил, но и как Тот, Кто до ревности любит нас. Ему нужны мы, каждая наша частичка. Если мы думаем, что можем иногда отвергнуть Его, сойти с Его путей, когда нам это удобно, то мы показываем, что так и не поняли природы наших взаимоотношений. Итак, мы не можем считать себя верующими и при этом сознательно, постоянно и с радостью нарушать Божий закон. 

Но таково наше состояние. Мы переступили границы, которые Бог по праву установил в нашей жизни. Мы стали противоречить и букве, и духу Его наставления. Так что мы не только чувствуем вину, но в буквальном смысле являемся виновными перед Богом. Мы обретаем не только внутренний конфликт, мы обретаем конфликт с Богом. Мы снова и снова нарушаем Божий закон. И мы делаем это, потому что, как сказано в Ефес. 2:1, мы мертвы по грехам и преступлениям нашим. 

Всё это может показаться слишком мрачным для того, что мы называем Благой вестью. Однако несомненно то, что точное понимание нашего нынешнего состояния представляет огромную важность для определения того, где мы должны быть. На мой взгляд, одним из первых шагов на пути к Богу служит осознание того факта, что наши проблемы заключаются не в том, что мы испортили себе жизнь или не сумели реализовать свой потенциал, а в том, что мы согрешили против Бога. И поэтому мы начинаем понимать, что совершенно справедливо являемся объектами Божьего гнева и суда и заслуживаем смерти, разделения с Богом и духовного отчуждения от Него сейчас и вовеки веков. Богословы называют это порочностью, или полной греховностью. Это смерть, заслуживающая только смерти. 

Теперь вы понимаете, почему все наши ошибки так трагичны? Эти грехи совершены против совершенного, святого, любящего Бога. Более того, они совершены тво- рениями, сотворёнными по Его образу. 

Истинное христианство совершенно реалистично по отношению к тёмной стороне нашего мира, нашей жизни, нашей природы, нашего сердца. Но истинное христианство не пессимистично само по себе, оно не может быть нравственно равнодушным, побуждая нас просто смириться с ситуацией и принять холодную, жестокую истину. Нет. Благая весть, которую мы, христиане, должны понести в мир, так велика, так обширна не только потому, что наша порочность настолько укоренена, а грех — распространён, но ещё и потому, что Божьи планы о нас настолько отличаются от наших, настолько величественны и прекрасны. 

Когда мы начинаем это осознавать, мы проникаемся благодарностью за то, что христианство — это не анестезия против боли нашей жизни; это даже не пробуждение нас к её осознанию или попытка научить нас жить в соответствии с ней. Христианство учит нас жить с ожиданием преобразования, с возрастающей верой, с конкретной и твёрдой надеждой в отношении будущего. 

Евангелие — это не просто «Бог есть любовь» 

Иногда мы слышим, что Евангелие представляют как весть о том, что Бог есть любовь. Ну что ж, это похоже на заголовок в одной из газет: «Холодная погода приводит к падению температуры». Не то, чтобы это неверно; просто это настолько очевидно, что понятно: что-то здесь не так, чего-то здесь не хватает. 

То, что «Бог есть любовь», безусловно, истинно. В конце концов, это прямая цитата из Библии! «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:8). Но, поскольку это высказывание очевидно, здесь появляется некоторая опасность. 

Может быть, мы можем немного понять для себя, что представляет собой такая любовь, когда мы, родители, говорим своим детям, что им нельзя что-то делать по при- чинам, которые известны нам одним. И каков же самый распространённый ответ? «Если бы ты на самом деле любил меня, ты бы мне это позволил». А вот это уже абсолютно неверно! Но именно ложь может быть настолько же незаметной, насколько она значительна. Любовь — это не вседозволенность. На самом деле, любовь иногда предупреждает, а иногда и наказывает. 

Если мы говорим, что Бог есть любовь, то как, по-нашему, должна выглядеть такая любовь? 

Более того, неужели всё, что Библия говорит о Боге, — это любовь? Не говорит ли Библия также, что Бог есть Дух? Каким образом может любить Дух? Не говорит ли Библия также, что Бог свят? Каким образом может любить Святой Дух? Не говорит ли Библия, что Бог уникален, что нет никого, подобного Ему? Как же может любить Единственный во Вселенной совершенный Святой Дух? Как об этом можно узнать, если Он вам не говорит? Можно ли составить формулу, догадаться об этом, предположить на основе собственного опыта или определить по движению своего сердца? Жан Кальвин сказал: 

Известно, что человек никогда не достигнет верного знания о себе самом, пока не увидит лика Бога и от созерцания его не обратится к созерцанию самого себя. В нас настолько укоренилась гордость, что мы постоянно кажемся себе праведными и непорочными, мудрыми и святыми, если только наши нечестие, безумие и нечистота не бросаются в глаза слишком явно. Но мы не сумеем увидеть наших пороков, если будем смотреть только на себя, не думая одновременно о Боге, не соотнося своих суждений с Ним как с единственно верным мерилом. 

Среди множества других важных нюансов следует отметить и следующее: Бог являет Себя Богом, требующим святости от всех, кто хотел бы иметь с Ним отношения, построенные на любви. Как говорит Библия, «без святости никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Только в контексте понимания определённых черт Божьего характера, Его праведности и совершенства мы приходим к осознанию удивительной природы высказывания о том, что воистину Бог есть любовь, и эта любовь обладает такой глубиной, полнотой, структурой и красотой, что в своём теперешнем состоянии мы можем просто ей удивляться. 

Евангелие — это не просто желание Иисуса быть нашим Другом 

Иногда Евангелие представляется нам довольно просто: «Иисус хочет стать нашим Другом» или, как дополнительный вариант, «Иисус хочет быть нашим Примером». Но христианское Евангелие — это не тренинг по программе «Помоги себе сам», это не просто прекрасный пример или взаимоотношения, которые нам необходимо построить. Существует реальное прошлое, с которым нам приходится считаться. Мы совершали реальные грехи. Мы испытываем реальное чувство вины. И что же можно сделать? Что сделает наш Святой Бог? Даже если Он, в Своей любви, захочет отделить Себе народ, как Он может сделать это, не пожертвовав Своей святостью? 

Может быть, Он просто пришёл во плоти, чтобы научить нас тому, что наши грехи не играют большой роли, что Он просто всё простит и забудет? Что, в таком случае, произойдёт с нравственным обликом Самого Бога? Как это отразится на характере Того, Кто сказал, что любит нас? 

Чего хочет Иисус? Ради чего Он пришёл на землю? Что Он хочет совершить? Удивительно то, что когда мы изучаем Евангелие, мы обнаруживаем, что Иисус выбрал путь смерти. Именно его Иисус представил центром Своего служения. Не учение, не даже пример, но, по Его словам, «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марк. 10:45)Сам Иисус учил нас тому, что Его выбор — прославление Отца собственной смертью на кресте — был самым сердцем Его служения. Потому и не удивительно, что центр и основа всех четырёх евангельских повествований — распятие Христа. 

Но что это значит? И почему такое ужасное событие должно стать центром того, что мы с вами называем «Благой вестью»? 

Новый Завет начинает объяснение этого факта ещё до того, как это делает Сам Иисус. Иисус связал воедино две нити ветхозаветного пророчества (Марк. 8:27-38), которые никогда прежде никто не соединял. Здесь Иисус представляет Себя сочетанием Сына Человеческого (Дан. 7) и страдающего Раба (Ис. 53). 

Апостолы узнали от Иисуса, как они должны были понимать Его смерть на кресте. И для того чтобы обучить христиан этой истине, Святой Дух вдохновил различные образы в Новом Завете, призванные передать нам реальность: Иисус — Жертва, Выкуп, Примирение, полное Оправдание, военная Победа и Умилостивление. 

Ни одно из этих слов в Новом Завете не имеет потенциальных значений, не указывает на некую возможность или выбор; наоборот, каждый образ говорит о чём-то, реально совершённом, достигшем своей цели. Например, как мы сможем сказать, что грешники примирились с Богом, если эти «примирившиеся грешники» в итоге будут брошены в ад? Или что это за умилостивление, если Божий гнев при этом не был утолён, или что это за искупление, если пленные не были выпущены на свободу? Суть всех этих образов заключается в том, что не только все преимущества Евангелия стали доступными для нас; они гарантированы нам не только и не столько учением Христа, сколько Его смертью и воскресением. 

Никак не обойти стороной тот факт, что центром слу- жения Христа была Его смерть на кресте, а за ней стояло уверенное и действенное выполнение Богом Его требо- ваний любви и справедливости. Всё это — кровь, выкуп, победа — соединено в величии видения, данного Богом Иоанну: 

И один из старцев сказал мне: «Не плачь; вот, лев из колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть эту книгу и снять семь печатей её». И я взглянул, и вот, посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божьих, посланных на всю землю. И Он пришёл и взял книгу из правой руки Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песню, говоря: 
Достоин Ты взять книгу И снять с неё печати, 
Ибо Ты был заклан,
И кровью Своей искупил нас Богу
Из всякого колена и языка, и народа, и племени (Откр. 5:5-9). 

Христос не просто наш Друг. Называя Его только Другом, мы унижаем Его, не воздавая Ему славы, которой Он достоин. Он наш Друг, но Он намного больше, чем просто Друг! Своей смертью на кресте Христос стал Агнцем, закланным за нас, нашим Искупителем, Тем, Кто примирил нас с Богом, Кто взял на Себя нашу вину, Кто победил наших самых заклятых врагов и утолил личный и абсолютно справедливый гнев Божий. 

Евангелие — это не просто наша праведная жизнь 

Ещё одним распространённым заблуждением стало мнение о том, что Евангелие заключается в «правильной жизни». Иногда люди считают, что весть Библии заключается в том, чтобы жить нравственной жизнью. Христианство иногда представляется как некий набор добродетелей: как личных, так и общественных. Христиане считаются людьми, просто занимающимися религиозными делами, вроде крещения, причастия, посещения церкви. А христианская жизнь — это не что иное, как повиновение Десяти заповедям и Золотому правилу, чтение Библии и молитвы. Быть христианином — значит быть частью религиозного сообщества, жертвовать другим, вносить посильную лепту в организацию благотворительных столовых и заниматься сохранением исторических памятников, а не умножением парковочных мест.

Но, хотя всем начинающим и кажется, что это именно так, библейское Евангелие на фундаментальном уровне не говорит ни о нашей любви, ни о наших способностях. Быть христианином — это не просто жить в любви или в силе позитивного мышления или заниматься чем-либо, что мы можем делать. Евангелие призывает нас к более радикальной реакции, чем подразумевается под любой из вышеперечисленных. Евангелие, как вы понимаете, — это не добавка, благодаря которой наша обустроенная жизнь становится ещё лучше. Нет! Евангелие — это весть, чудесная Благая весть, которая звучит для всех, кто осознаёт свою никчёмность перед Богом.

Итак, к какой реакции призывает нас Евангелие? Что вы должны сделать, когда ваше чувство нужды, ваше понимание Бога и Иисуса Христа начинают объединяться? Бог призывает нас покаяться в грехах и довериться толь- ко Христу.

В Новом Завете мы находим и покаяние, и веру, и часто они приходят вместе. Когда Павел встретился со служителями ефесской церкви, как это описано в 20-й главе книги Деяний Апостолов, он так обобщил свою весть: «Я... проповедовал... иудеям и еллинам покаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:20-21). Это и есть весть, проповеданнаая Павлом и другими христианами в Новом Завете.

Как только люди слышат истину о своём грехе, о Божьей святости и любви во Христе, о смерти и воскресении Христа ради нашего оправдания, эта весть становится призывом к ответу. Каков этот ответ? Пройти вперёд к кафедре? Заполнить карточку или поднять руку? Назначить встречу с проповедником или принять решение о крещении и стать членом церкви? Хотя всё это может быть частью ответа, ничто из этого не является обязательным. Ответом на эту благую весть, по словам Павла, становится покаяние и вера. 

Откуда Павел и другие авторы Нового Завета взяли эту весть? Вы узнаете об этом, если откроете 1-ю главу Евангелия от Марка. Они получили эту весть от Иисуса, Который сказал: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк. 1:15). Ответ на эту весть — вера и покаяние. 

Мы должны быть уверены в истинности Евангелия. Но спасительная вера подразумевает нечто большее. На- пример, можно верить в то, что водопад Ангелов в Венесуэле почти в двадцать раз выше Ниагарского, в то, что если к кровоточащей ране приложить паутину, то это ускорит свёртывание крови, в то, что жители Исландии читают больше книг в расчёте на человека в год, чем жители любой другой страны, в то, что Кристофер Рен учился на архитектора всего шесть месяцев. Но ни одна из таких «вер» не может считаться тем, что имел в виду Иисус в 1-й главе Евангелия от Марка, когда призывал к вере людей. 

Спасительная вера — это не просто интеллектуальное согласие, а вера в познание этой вести и жизнь согласно ей. Это постоянное упование, постоянная надежда. Мы должны принять тот факт, что мы неспособны удовлетворить Божьи требования, предъявляемые нам, независимо от того, насколько нравственную жизнь мы пытаемся вести. Нам совершенно не нужно оказаться в положении, когда мы чуточку верим в себя и чуточку — в Бога; нам необходимо осознать, что мы должны полностью поло- житься на Бога, доверяя в вопросе нашего спасения только Христу. 

Именно такие вера и упование привносят в нашу жизнь смысл, и именно это требует от нас не только веры, но и покаяния. 

Покаяние и такая вера, или убеждение, надежда, на самом деле, являются разными сторонами одной монеты. Вы не сможете принять для себя базовую модель (веру), а позже, когда захотите стать очень святыми, добавить ещё и покаяние. Нет! Покаяние — вот, что вы делаете, если начинаете мыслить подобным образом и верить в Иисуса всей своей жизнью. Любая предполагаемая вера без изменений в жизни есть ничто иное, как простое заблуждение. 

Дж. Ч. Райл сказал: «Существует общее, мирское христианство наших дней, и эти люди считают, что имеют достаточно: дешёвое христианство, никому не причиняющее неудобств, не требующее жертв, христианство, которое ничего не стоит и ничего не достойно».

Покаяние, требуемое Иисусом, связано с верой в эту весть, поскольку если это действительно хорошая весть, то неудивительно, что вы, услышав её, меняете образ своего мышления. Греческое слово метанойя, употреблённое здесь, буквально означает «изменить образ мышления». 

Реальное христианство никогда не бывает просто дополнением — или даже развитием — того, что существовало ранее. Наоборот, в определённом радикальном смысле — это резкий поворот или разворот. И этот разворот совершают все христиане, но только как часть своей веры в дело, совершённое Христом на кресте. Сказать, что вы верите, но не жить по вере — значит не иметь веры в библейском смысле. Истинность такого утверждения можно увидеть на примере Авраама — величайшего примера веры — и других до Самого Иисуса Христа. 

Мы изменяем свои поступки, это действительно так. Но мы изменяем свои действия, потому что мы поменяли свои убеждения. Благая весть христианства имеет познавательный элемент; это не просто религиозное рвение или глубоко личное ощущение. Это нечто новое, это новость, самая горячая. Она что-то нам говорит. Евангелие — это новость!

В нашей церкви в Вашингтоне я всегда прошу кандидатов в члены церкви изложить мне суть Евангелия не более чем за одну минуту. Как это можно сделать? В чём, по-вашему, заключается эта весть? Вот что я понимаю под 

Благой вестью: Благая весть состоит в том, что Единый Святой Бог сотворил нас по Своему образу для познания Его. Но мы согрешили и лишили себя общения с Ним. По Своей великой любви Бог стал человеком в Иисусе, прожил безгрешную жизнь и умер на кресте, таким образом исполнив закон и взяв на Себя наказание за грехи всех тех, кто когда-либо обратится к Нему в вере. Он воскрес из мёртвых, показав этим, что Бог принял жертву Христа и что Божий гнев против нас исчерпан и утолён. Теперь Он призывает нас к покаянию в грехах и к вере только во Христа для получения прощения. Если мы покаемся в своих грехах и уверуем во Христа, мы обретём второе рождение для новой жизни — вечной жизни с Богом. 

Вот это и есть Благая весть. 

Но насколько эта весть сложна для того, чтобы средний христианин мог возвестить её окружающим? Об этом мы порассуждаем в следующей главе.


Автор: Марк Девер
Источник: отрывок из книги "Евангелие и личное благовестие" 

slovo

Комментариев нет:

Отправить комментарий